Аутизм и аутоподобное поведениe

На сегодняшний день растет число детей с диагнозом аутизм или аутоподобным поведением. Что же такое аутизм? “Аутичность — (от греческого — сам) — обозначает крайние формы нарушения контактов, уход от реальности в мир собственных переживаний”, также аутизм может являться одним из основных признаков проявления шизофрении. Обычно выделяют три основных области, в которых аутизм проявляется особенно ярко: речь и коммуникация; социальное взаимодействие; воображение, эмоциональная сфера. В зависимости от степени выраженности аутизма, проявляется тяжесть нарушения в той или иной сфере.

Дети, имеющие диагноз аутизм не имеют никакого представления об окружающей их действительности, они живут в своем собственном мире. Такие дети не стремятся наладить с окружающей действительностью нормальную связь. Иногда при смене обстановки, при попадании в новые условия (а нередко это бывает и в привычной для них обстановке) могут проявляться частые немотивированные страховые реакции. При знакомстве с новыми людьми также могут проявиться бурные страховые реакции. С возрастом 9 если не предпринимать никаких мер лечения) у больных аутизмом формируется своя линия поведения: они либо избегают контакта с людьми, либо привыкают к присутствию окружающих, но при этом как бы не замечают их (это не игнорирование, а именно отчуждение, как будто окружающих людей не существует). На вопросы людей, даже близких друзей и родственников, ребенок не реагирует. Создается впечатление, что больной шизофренией постоянно о чем-то думает. Проявление внешних эмоций не соответствует их внутреннему переживанию.

Еще одним симптомом детского аутизма являются особенности речи. Больные аутизмом дети не прибегают к речи как к средству общения. Для них характерны спонтанные выступления с бесконечным потоком не связанных с ситуацией и временем слов. Обращаясь к самим себе или же говоря о себе, больше употребляется местоимения второго и третьего лица и почти никогда — первого. Однако не стоит отчаиваться, если у вашего ребенка аутизм – ему можно помочь адаптироваться в этом мире. И в первую очередь помочь своему чаду можете вы – родители.

В присутствии родителей дети, страдающие аутизмом или аутоподобным поведением, ведут себя более или менее адекватно, как говорится, «спускаются с небес на землю». Именно поэтому основной формой коррекционно-психологического воздействия является установление крепкой связи ребенка с родителями через предметы и совместные действия. Именно поэтому хотелось бы порекомендовать проводить психолого-педагогическую реабилитацию детей в семейной среде, среди близких и родных. И тогда есть надежда, что растущий детский организм справится с болезнью за счет своих приспособительно-компенсоторных механизмов. Для укрепления контактов ребенка с родителями, для оказания более эффективной помощи ребенку, желательно, чтобы его близкие как можно чаще посещали группу, в которую ходит ребенок. Так как для аутичного ребенка типичен страх изменения обстановки, отрыва от близких, желательно, чтобы в начале коррекционной работы мама (или папа, бабушка, дедушка) находилась рядом с ребенком во время игр с психологом. Родители для работы со своими детьми могут использовать индивидуальные игры, рекомендованные психологом.

Работая с аутичными детьми, психологи и родители совместными усилиями могут развить их воображение, обучить эффективным способам общения со сверстниками, а значит, и адаптировать ребенка к условиям окружающего мира.

Подготовила Бахарева Кристина Сергеевна, психолог ЦДР "Алые Паруса"